По алфавиту:

Указатель категорий Административное право Административная ответственность

Административная ответственность

Тип работы: Реферат
Предмет: Административное право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Историческое развитие института административной ответственности, понятие, признаки, отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности.

Выдержка из работы.

Историческое  развитие института  административной ответственности, понятие, признаки, отличие  административной ответственности  от других видов юридической  ответственности.

До 1961 года местные органы власти обладали весьма широкими полномочиями по созданию решений, предусматривающих  административную ответственность  за их нарушение («обязательных  постановлений»). Президиум Верховного Совета СССР Указом от 21 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» признал необходимым ограничить круг вопросов, по которым местные органы власти могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение штрафы, и установил, что правом принятия таких решений обладают только краевые, областные, районные и городские Советы; подобные решения, как правило, принимались на сессиях Советов, за исключением решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями (по этим вопросам решения могли принимать и исполкомы: ведь речь идет о вопросах, не терпящих отлагательства). Законодательные акты союзных республик, изданные на основе союзного Указа от 21 июня 1962 года, сократили круг вопросов, по которым местные Советы вправе принимать решения, предусматривающие административную ответственность (причем ответственность эта может иметь форму только штрафа или предупреждения).

Административная  ответственность  это вид юридической  ответственности, которая  выражается в применении уполномоченным органом  или должностным  лицом административного  взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность  обладает признаками, свойственными юридической  ответственности  вообще.

В то же время в законодательстве общие признаки юридической  ответственности  специфически преломляются применительно к  административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные  именно для данного  вида ответственности.

В целом основные черты  административной ответственности  сводятся к следующему:

1) Административная  ответственность  - это правовая  ответственность. 
Она устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их 
нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет 
собственную нормативно-правовую основу [34, с.97]. Нормы 
административной ответственности образуют самостоятельный институт 
административного права, в отличие от этого уголовная ответственность 
устанавливается только законами; дисциплинарная законодательством о 
труде; а также различными законами, подзаконными актами, 
устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и 
служащих; материальная ответственность законодательством о труде, 
гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами 
административного права.

2) Основанием административной  ответственности  является 
административное правонарушение и наличие соответствующей нормы, 
предусматривающей эту административную ответственность. 
Административная ответственность наступает только в том случае, если 
конкретное правонарушение по своему характеру не влечет за собой в 
соответствии с законодательством уголовную ответственность [35, с. 106]. 
Основанием уголовной ответственности является преступление; 
дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение 
материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

3) Как правило, административная  ответственность  наступает в случае 
нарушения норм административного права. Вместе с тем действующее 
законодательство предусматривает возможность привлечения к ней виновных в нарушении норм других отраслей права.

4) Для административной  ответственности  характерна множественность 
правовых норм, регулирующих ее различные аспекты, а также государственных 
органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к 
административной ответственности предоставлено специальным органам, 
перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных 
правонарушениях. Все эти органы относятся к аппарату государственного 
управления, и только в прямо предусмотренных законодательством случаях 
меры административной ответственности применяются судами. В отличие от 
этого уголовное наказание могут применять только суды; дисциплинарные - 
органы и лица, наделенные дисциплинарной властью; материальное - суды 
общей юрисдикции и хозяйственные суды.

5) Административная  ответственность  находит свое выражение  в 
наложении на виновного взыскания. За преступления налагаются уголовные 
наказания, за дисциплинарные проступки дисциплинарные взыскания. 
Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях

Административной  ответственности  присущ всеобщий характер, ибо 
правила, за нарушение которых она наступает, являются обязательными для 
всех граждан.

Административные  взыскания налагаются государственными органами 
и должностными лицами на неподчиненных им по службе правонарушителей. 
По этому признаку административная ответственность отличается от 
дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в 
основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным 
лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры 
материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб 
предприятию его работником и т.д.).

8) Применение административного  взыскания не влечет  судимости и 
увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим 
административное взыскание в течение установленного срока.

9) Законодательством  установлен особый  порядок привлечения  к 
административной ответственности. Он отличается от уголовного процесса 
большей простотой, что создает условия для оперативности и экономичности 
его применения, но создает необходимые гарантии законности.

10) Меры административной  ответственности  применяются в 
соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам 
об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в 
соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дело о материальной ответственности, -- как правило, в порядке гражданского судопроизводства.

Административная  ответственность отличается от других видов юридической ответственности  и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, но и юридические  лица [27, с. 155]. В некоторых случаях  ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и  правонарушения в сфере торговли).

Еще одно немаловажное отличие административной ответственности  от других видов юридической ответственности  состоит в том, что поскольку  некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга.

Таким критерием часто  является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение  транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением.

Иногда для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Например, хранение, использование, учет и перевозка взрывчатых и радиоактивных  веществ, а также незаконная пересылка  их по почте или багажом, если эти  действия могли повлечь тяжкие последствия  рассматриваются как преступления, если же последствия наступили, уголовная ответственность усиливается. Нередко повторное или неоднократное (за определенный промежуток времени) совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, данным лицам при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечет иную квалификацию деяния: оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещенным промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние, совершенное в течение одного года карается уже по Уголовному Кодексу. Иногда за критерий берется умышленное или неосторожное совершение правонарушения.

Основная особенность  административной ответственности  состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Принципы, структура, особенности  и законодательные  основы административной ответственности.

Под принципами понимаются идеи, основные положения, которыми руководствуется  как законодатель, конструирующий нормы  административного  права, так и исполнитель  этих норм: правоприменительные  органы, должностные  лица, граждане [11, с.7].

«Важнейшими принципами борьбы с правонарушениями являются неотвратимость воздействия на правонарушителя... законность, справедливость, гуманизм... Борьбу за законность необходимо вести  строго законными средствами» [10, с.23].

Административная  ответственность имеет ряд принципов:

1. Законности. Означает, что применение мер административной  ответственности допустимо только  на основаниях и в порядке установленном законодательством. Это значит, что такие меры могут быть применены компетентными органами только к виновным лицам, с соблюдением всех установленных сроков и правил.

2. Ответственность  за вину. Означает, что к лицу, совершившему административное  правонарушение, должны быть применены  меры административного взыскания,  то есть оно понесет ответственность  за вину.

3. Индивидуализация  наказания. Этот принцип выражается  в том, что учитывается характер  правонарушения, имущественное положение  правонарушителя, степень его  вины, обстоятельства смягчающие  и отягчающие ответственность.

4. Целесообразность. Означает то, что государственные  органы и должностные лица  воздействуют на лицо, которое  совершило правонарушение. Цель  этого воздействия заключается  в следующем:

а) воспитание правонарушителя;

б) предупреждение правонарушителя  от совершения новых правонарушений.

5) Гласность. Этот  принцип проявляется в том,  что все дела об административных  правонарушениях рассматриваются  открыто. Дела могут рассматриваться  по месту нахождения самого  государственного органа, который  рассматривает дело и в иных  местах.

Как и в других видах юридической ответственности, в административной ответственности  имеются свои особенности, начиная  с ее структуры.

Структуру административной ответственности составляют следующие  ее элементы:

1) основания административной  ответственности;

2) субъекты административной  ответственности;

3) условия административной  ответственности;

4) меры административной  ответственности (административные  взыскания);

5) процедура, порядок  привлечения к ответственности,  иначе - административный процесс.

Административная  ответственность имеет ряд особенностей:

1. Она не менее  сурова, чем уголовная, и не  влечет за собой судимости  лица, к которому применяется.  Хотя здесь необходимо оговориться,  что правовые последствия наложения  административного взыскания все-таки  имеются и определены законодателем  во временном интервале в один  год.

2. Административная  ответственность находит свое  выражение в наложении на виновного  особого взыскания - не уголовного, не дисциплинарного или какого-либо  иного, а именно административного.

3. Административная  ответственность применяется органом  (должностным лицом), которому правонарушитель  не подчинен по службе.

4. Меры административной  ответственности налагаются специальными  на то органами и должностными  лицами.

5. Процедура рассмотрения  дел об административных правонарушениях  является более простой и оперативной,  чем в уголовном и гражданском  процессах.

Под законодательными основами административной ответственности  понимается система нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие  административную ответственность.

К административной ответственности могут быть привлечены как граждане Республики Беларусь, так и иностранные граждане и  лица без гражданства.

Законодатель, проявляя гуманизм, установил в статье 8 КоАП Республики Беларусь, что акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть, распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Лицо, совершившее  административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту  совершения правонарушения.

Время вступления в  силу нормативного акта об административной ответственности может быть указано  в самом акте. Действие нормативного акта распространяется на отношения, возникающие  после его введения.

Если по закону административная ответственность после совершения проступка смягчилась, то дело должно решаться на основе новых норм, а  не тех, которые действовали в  момент его совершения.

Лицо, совершившее  административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства действующего по месту совершения правонарушения. С учетом возможности несовпадения места совершения административного  правонарушения, и места рассмотрения дела о нем законодатель специально установил, что производство по делам  об административных правонарушениях  ведется на основании законодательства, действующего по месту рассмотрения дела об административном правонарушении.

Основным актом, устанавливающим  административную ответственность, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Он принят 6 декабря 1984 года и введен в действие с 1 июня 1985 года. КоАП состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

Ограничение и освобождение от административной ответственности.

Ограничение административной ответственности может выражаться в ограничении применения к тем  или иным субъектам административных правонарушений взысканий для их применения.

В первом случае лицо признается субъектом данного административного  правонарушения, но к нему не может  быть применено любое взыскание  из предусмотренных за данное правонарушение. Так, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам первой и второй групп (статья 31 КоАП). Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Имеются и другие ограничения в применении конфискации, возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишения специальных прав (статьи 27, 28, 29 КоАП).

Ограничение оснований  для применения административных взысканий  установлены в отношении военнослужащих и приравненных к ним лиц, судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской  неприкосновенностью, связанной с  применением административных взысканий  в административном порядке и  в случаях, предусмотренных законодательством. Так, военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. На общих основаниях несут ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также за административные таможенные правонарушения, за нарушение правил получения, расходования, учета, хранения драгоценных металлов и камней во всех видах либо изделий, их содержащих, а также сбора и сдачи в государственный фонд их лома и отходов.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru