По алфавиту:

Указатель категорий Административное право Административная ответственность

Административная ответственность

Тип работы: Реферат
Предмет: Административное право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

Задачами работы являются:

1)выявление и характеристика основных черт административной ответственности;

2)выявление и изучение признаков и состава административного правонарушения;

3)характеристика порядка освобождения от административной ответственности;

4)выявление и изучение специфики административной ответственности юридических лиц.

Выдержка из работы.

     Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Понятие  и основные черты административной  ответственности………..……5

2. Признаки  и состав административного правонарушения……………………...8

3. Освобождение  от административной ответственности……………………….15

4. Административная ответственность юридических лиц………………………17

Заключение………………………………………………………………………….21

Использованные  нормативно-правовые акты и литература......………………...23

 

      Введение

     Административная  ответственность - это разновидность  юридической ответственности, которая заключается в применении мер административного наказания к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам. Административная ответственность имеет ряд специфических черт, позволяющих ей занять особое место в системе юридической ответственности: основанием административной ответственности выступает административное правонарушение; она выражается в применении к виновным физическим и юридическим лицам мер административного наказания, предусмотренных КоАП РФ; привлечение к административной ответственности виновных лиц осуществляется в соответствии с особым процессуальным порядком уполномоченными органами и должностными лицами, которым правонарушитель не подчинен по службе1.

     Основным  федеральным актом, устанавливающим административную ответственность, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он вступил в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части конституируется сам институт административной ответственности, в Особенной части дается классификация административных правонарушений с указанием конкретных видов административных взысканий за их совершение.

     Специфика структуры КоАП РФ состоит в том, что его составными частями являются разделы, группирующие нормы, которые закрепляют систему органов юрисдикции по делам об административных правонарушениях, их компетенцию и подведомственность им дел; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях, а также исполнение постановлений о наложении административных взысканий, то есть исполнительное производство.

     Глава 2 КоАП РФ посвящена административным правонарушениям и административной ответственности.

     Задачами  работы являются:

     1)выявление  и характеристика основных черт  административной ответственности;

     2)выявление  и изучение признаков и состава  административного правонарушения;

     3)характеристика  порядка освобождения от административной  ответственности;

     4)выявление  и изучение специфики административной  ответственности юридических лиц.

     При подготовке и написании курсовой работы были использованы КоАП РФ, Гражданский кодекс РФ, учебные пособия по курсу Административного права России, научные статьи. 

 

      1. Понятие и основные черты  административной ответственности

     Административная  ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение2.

     В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

     а)административная ответственность устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права;

     б)основанием административной ответственности  является административное правонарушение. Уголовной - преступление; дисциплинарной - дисциплинарный проступок; материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;

     в)субъектами административной ответственности  могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной – физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

     Физические  лица субъектами административной ответственности  могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет ее особенности;

     в)за административные правонарушения предусмотрены  административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;

     г)административные наказания применяются широким  кругом уполномоченных органов и  должностных лиц: исполнительной

     власти, местного самоуправления, а также  судами (судьями). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания  - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;

     д)административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);

     е)применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;

     ж)меры административной ответственности  применяются в соответствии с  законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

     Следовательно, административная ответственность  обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами – административные наказания3.

     2. Признаки и состав административного  правонарушения

     В литературе основания административной ответственности часто подразделяются на два вида: нормативные и фактические. Под нормативными понимаются правовые нормы, в соответствии с которыми устанавливается и применяется административная ответственность. Под фактическим основанием подразумевается совершенное правонарушение, за которое может быть применено административное наказание4.

     Однако  выделение нормативного основания  в отличие от фактического не является корректным. По сути дела имеются в  виду правовые нормы, устанавливающие  административную ответственность, при  отсутствии которых она невозможна. Однако их наличие само по себе также исключает привлечение человека к административной ответственности, если им не совершено правонарушение.

     Фактическое основание немыслимо вне противоправного  деяния и в этом смысле оно является, прежде всего, нормативным и никаким больше. При совершении антиобщественного деяния, не связанного с нарушением норм права, имеет место казус, не имеющий юридического значения.

     Основанием  административной ответственности  является административное правонарушение.

     В законодательстве понятие административного  правонарушения было сформулировано в  Основах законодательства Союза  ССР и союзных республик от 23 октября 1980 года. С уточнением оно  воспринято КоАП РФ. Согласно Кодексу  РФ об административных правонарушениях – «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»5.

     Административная  ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой  в соответствии с действующим  законодательством уголовной ответственности.

     Вышеуказанное понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения. Ими являются:

     а) противоправность;

     б) виновность;

     в) наказуемость деяния.

     Исходным  в характеристике указанных признаков  является понятие деяние. Это акт волевого поведения. Он заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета, например, нарушение прав охоты, неостановка транспортного средства по требованию уполномоченного должностного лица ГИБДД и т.д.

     Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности, например, невыполнение правил пожарной безопасности, непринятие землепользователями  мер по борьбе с сорняками и  т.д. Часто одни и те же обязанности  могут быть нарушены как действием, так и бездействием, например, нарушение правил охраны водных ресурсов.

     Противоправность  заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти  нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права.

     Виновность  деяния означает, что оно совершенно умышленно или по неосторожности: Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением, в том числе, при его формальной противоправности. Например, невменяемый гражданин нарушает правила, установленные для пешеходов.

     Административная  ответственность за деяние также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

     С одной стороны, административное правонарушение - основание административной ответственности, с другой, такая ответственность - признак административного правонарушения, определяющий его юридическую природу. В установленных законодательством случаях для признания деяния административным правонарушением необходимо наличие причинной связи между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями в виде причинения вреда здоровью, имуществу, экологии и т.д., например, расточительное расходование электрической и тепловой энергии и т.д.

     Признаки  административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса  имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. При  наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16-летнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста6.

     Понимание состава административного правонарушения необходимо для отграничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) с ними преступлений. В законодательстве отграничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

     В законодательстве отсутствует понятие  состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. Состав административного  правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность7.

     Признаками (элементами) правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

     Объектом  являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различными. Например, мелкое хулиганство состоит в посягательстве на общественный порядок, но выражаться оно может в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство», изложенной в законе. Причем закон напрямую не устанавливает запрета на их совершение, а делает это путем установления за это административной ответственности.

     Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Как уже отмечалось, действие или бездействие может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности.

     Субъектами  административного правонарушения признаются физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью8.

     Среди физических лиц различаются: а) граждане; б) другие, весьма разнообразные категории  лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru