По алфавиту:

Указатель категорий Административное право Административная ответственность

Административная ответственность

Тип работы: Реферат
Предмет: Административное право
Язык документа: Русский
Год сдачи: 2008
Последнее скачивание: не скачивался

Описание.

1. Понятие, правовые основы и основные черты административной ответственности
2. Правонарушение как основание административной ответственности
3. Субъекты административной ответственности
4. Виды административных правонарушений
5. Административные наказания
6. Назначение административного наказания
7. Субъекты, уполномоченные назначать административные наказания

Выдержка из работы.

1. Понятие, правовые основы и основные черты административной ответственности 

     Административная  ответственность — это разновидность  юридической ответственности, которая  определяет нормами права обязанность и готовность лица претерпеть нравственные, физические и материальные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

     Законодательной основой административной ответственности . является Конституция РФ, законодательство об административных правонарушениях, включающее в себя КоАП РФ и законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

     Основные  черты административной ответственности  включают общие, присущие юридической ответственности и особенные.

     Общие черты:

     • прямая связь с государственным  принуждением;

     • основанием наступления является совершение противоправного деяния;

     • правонарушитель испытывает отрицательные  последствия;

     • осуществление государственного принуждения  сочетается с моральным осуждением виновного.

     Особенные черты административной ответственности:

     • основание административной ответственности  — только административное правонарушение;

     • субъектами административной ответственности  являются физические и юридические лица;

     • широкий круг субъектов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

     • виды административной ответственности  регламентированы административным законодательством;

     • применение мер административной ответственности  не влечет судимости или увольнения с работы, например, в случаях, определенных дисциплинарной ответственностью;

     • субъектами административной ответственности  являются лица, организационно не подчиненные  субъектам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях;

     • мера, выносимая за административное правонарушение, является административным наказанием, основная цель которого -профилактика правонарушений.

     Особенности административной ответственности  представляется целесообразным рассмотреть, сопоставляя ее с иными видами юридической ответственности — уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной.

     Прежде  всего обратимся к источникам правового регулирования. Административная ответственность устанавливается  федеральным законом (КоАП РФ) и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. В то же время уголовная ответственность предусматривается исключительно федеральным законом (УК РФ); гражданско-правовая ответственность — федеральным законом (ГК РФ), а также заключаемыми сторонами договорами в соответствии с ним; дисциплинарная ответственность — федеральными законами (федеральным законом «О государственной гражданской службе», ТрК РФ и другими актами), а также принимаемыми в соответствии с ними подзаконными нормативными правовыми актами (положениями, дисциплинарными ставами и др.).

     Рассмотрим  меры ответственности. К специфическим видам административных наказаний относятся предупреждение, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. В свою очередь, в У К РФ предусмотрены такие уголовные наказания, акт, например, обязательные работы/лишение свободы (на определенный срок или пожизненно); в ГК РФ — ответственность в виде уплаты неустойки и возмещения убытков. Что касается дисциплинарной ответственности, то, скажем, в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, понижения в должности, снижения в специальном звании на одну ступень.

     Остановимся и на вопросе о том, кто является субъектом правоприменения. К административной ответственности уполномочены извлекать как представители судебной власти (судьи), так и должностные лица органов государственного управления (к ним относятся прежде всего различные категории должностных лиц органов исполнительной власти, их учреждений и структурных подразделений). В то же время меры уголовной и гражданско-правовой ответственности могут изменяться исключительно в судебном порядке, а применение мер дисциплинарной ответственности является прерогативой представителей органов государственного управления.

     Можно привести и иные примеры, характеризующие  институт ад-мистративной ответственности. Так, субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица, то характерно и для гражданско-правовой ответственности, в то время как уголовная и дисциплинарная ответственности предусмотрены только в отношении физических лиц. Следует иметь в виду, что административная ответственность настает только за виновное деяние. В отличие от этого в определенных случаях лицо может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности и при отсутствии вины.

Определенное  сходство между административной и  дисциплинарной ответственностью заключается в том, что к ответственности могут быть привлечены лица за правонарушения, связанные со служебной деятельностью, включая ответственность должностных лиц, причем объектами правоприменения достаточно часто являются также должностные лица. Однако в отличие от дисциплинарной административная ответственность устанавливается за правонарушения, последствия которых выходят за рамки внутрислужебных отношений, а субъектами правоприменения являются должностные лица, с которыми нарушители не находятся в служебном подчинении.

     Некоторое сходство между административной и  уголовной ответственностью проявляется в том, что отдельные уголовно наказуемые деяния и административные правонарушения различаются, прежде всего наступившими последствиями (в виде разной степени тяжести вреда здоровью человека или размера причиненного материального ущерба). Однако это отличие имеет принципиальный характер, что выражается не только в различных мерах уголовной и административной ответственности, но и в юридических последствиях привлечения к ответственности. Так, административная наказанность, по общему правилу, является отягчающим ответственность обстоятельством при совершении однородного правонарушения, а уголовная судимость учитывается при признании рецидива преступлений и при назначении наказания. 

     2. Правонарушение как  основание административной  ответственности 

     Административным  правонарушением  признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

     Таким образом, административное правонарушение является основанием административной ответственности и представляет собой виновное деяние, совершенное физическим или юридическим лицом.

     При анализе различных административных правонарушений традиционно используется термин «состав правонарушения». Под составом правонарушения понимается совокупность юридических признаков, характеризующих тот или иной деликт. Состав правонарушения -представляет собой совокупность следующих элементов: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

     Объект  административного  правонарушения —  то, на что оно  посягает, т.е. общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права и охраняемые законодательством об административных правонарушениях.

     В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ в наиболее общем виде к таким объектам относятся общественные отношения в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина, здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, в сфере обеспечения установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, общественной безопасности, охраны собственности и др.

     Применительно к отдельному правонарушению его объект конкретизируется. Например, нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов (ст. 5.5 КоАП РФ) посягает на избирательные права граждан; уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17) — на собственность; самоуправство (ст. 19.1) — на порядок управления.

     Объективная сторона административного  правонарушения харак- тезирует внешние проявления противоправного деяния, включая способ и условия его совершения, наступившие последствия и т.п. Как уже говорилось ранее, противоправное деяние может быть осуществлено путем действия или бездействия. В качестве примеров подобных действий можно привести незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью ~| либо народной медициной (ст. 6.2 КоАП РФ), управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст. 11.9), и др. Что касается административно наказуемого бездействия, то к нему относятся, например, неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10), неис- полнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей (ст. 19.25) и др.

     Последствия совершения противоправного деяния, будучи преду- смотренными правовой нормой, выступают в качестве так называемого квалифицирующего признака состава правонарушения. Примером тому может служить нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ).

     Субъектом административного правонарушения является совер- шившее его лицо. Им может быть как физическое, так и юридическое лицо, причем независимо от того, является ли оно гражданином Российской Федерации или российским юридическим лицом либо иностранным гражданином, лицом без гражданства или иностранным юридическим лицом.

Наряду  с этим среди физических лиц выделяются так называемые специальные субъекты. К ним прежде всего относятся  должностные лица (осуществляющие функции  представителей власти, выполняющие  организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и т.п.), которые, как и юридические лица, подлежат ответственности в тех случаях, когда это специально предусмотрено законом.

     В качестве примеров можно привести нарушение  правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6 КоАП РФ), злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15) и иные административные правонарушения, влекущие привлечение к ответственности граждан, должностных лиц и юридических лиц.

     В тех случаях, когда юридические лица или должностные лица специально не указаны в правовой норме, к административной ответственности привлекаются граждане. Имеются в виду, например, повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ), блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18) и др.

     Субъективная  сторона административного  правонарушения характеризует психическое отношение физического лица к совершенному деянию и его последствиям, т.е. представляет собой вину, которая имеет две формы.

Умышленная  форма вины заключается в том, что лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ст. 2.2 КоАП РФ).

     В качестве примеров можно привести умышленное невыполнение законных требований прокурора, следователя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ), умышленное повреждение или срыв печати (пломбы) (ст. 19.2).

     Неосторожная  форма вины заключается в том, что лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2 КоАП РФ).

     Характерными  примерами подобных правонарушений является небрежное хранение материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, повлекшее их утрату (ст. 7.26 КоАП РФ), небрежное хранение военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, повлекшее их утрату (ст. 21.7 КоАП РФ).

     В ряде случаев правонарушения могут  совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

Следует иметь в в"иду, что юридическое  лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась  возможность для соблюдения соответствующих  норм и правил, но указанным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст. 2.1 КоАП РФ). 

     3. Субъекты административной  ответственности 

     В предыдущем параграфе была дана краткая  характеристика лиц, являющихся субъектами административных правонарушений. Данный параграф посвящен рассмотрению вопроса о том, какие лица подлежат привлечению к административной ответственности.

     Как уже говорилось ранее, данные лица делятся  на две принципиально отличающиеся группы — физические и юридические лица.

     Среди физических лиц общими субъектами являются вменяемые граждане Российской Федерации, достигшие 16-летнего возраста (ст. 2.3 и 2.8 КоАП РФ). К ним относятся также иностранные граждане и лица без гражданства, поскольку они подлежат ответственности на общих основаниях (ст. 2.6 КоАП РФ).

     При этом следует иметь в виду, что  при определенных условиях не-^ которые  категории физических лиц не подлежат административной ответственности  на общих основаниях либо освобождаются  от нее. Например, установлен особый порядок привлечения к административной ответственности судей; не могут быть привлечены к ответственности -i  депутаты за совершение административного правонарушения в связи с i;. осуществлением собственно депутатской деятельности. Что касается иностранных граждан, то имеются в виду лица, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами (ст. 2.6).

     Кроме того, некоторые категории физических лиц привлекаются к административной ответственности лишь за совершение определенных видов административных правонарушений. Поэтому правомерно выделить их в отдельную группу — особых субъектов.

     Это — военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов (призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов). Они несут административеную ответственность на общих основаниях за нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения и некоторые другие правонарушения. В иных случаях ответственность наступает в соответствии с дисциплинарными уставами или специальными положениями о дисциплине. К перечисленным лицам также не может быть применен административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, — и административный штраф (ст. 2.5 КоАП РФ).

Похожие работы:
© 2009-2019 Все права защищены — dipland.ru